Если у вас в гараже или на автостоянке стоит 3-5-летний "кореец" массовой модели, то, как правило, нет необходимости задумываться о марке заливаемого в него масла. Требования стандартного двигателя и кошелька его владельца вполне удовлетворяют массовые продукты, присутствующие на рынке. Однако в любом сегменте (и моторные масла не исключение) всегда есть место для нишевых продуктов, предназначенных для особых гурманов, то есть производимых одними фанатами для других. К таким продуктам можно отнести масла марки Xenum, мало известные в среде обычных автовладельцев, но буквально взорвавшие форумы любителей гоночных и турбированных автомобилей.
Как водится, любой новый продукт, прежде всего, вызывает у потребителя недоверие. Особенно, если за ним не стоит громкое имя производителя, цвет масла напоминает то сгущенку, то смолу, а цена… 70 евро за 5 литров вызывает явное удивление: чтобы оправдать свою цену, этот продукт должен обладать действительно уникальными свойствами! Итак, где же подвох? Почему эта марка не умерла в первый год своего существования, как прочат пособия по маркетингу и сбыту, когда многие гораздо более известные марки соревнуются за лишние 20 грн на канистре в розницу? Вряд ли здесь можно вывести универсальный рецепт успеха, ведь он, как и рецепт самого масла, состоит из многих компонентов. Начнем, пожалуй, с самого начала, а именно с того, кто его создал.
Рассказывая об истории марки или производителя моторного масла, мы обычно говорим о концерне или реже – об одном предприятии. В данном случае все происходило иначе, чем мы привыкли, и рассказ о марке сводится к жизненному опыту одного человека – бельгийцу Петеру Тоссину. Именно он владеет компанией Xenum и одноименной торговой маркой, под которой выпускает широкий спектр масел, смазочных масел и автохимии. Будучи образованием инженером-электромехаником, он более 20 лет проработал в нефтехимической отрасли. В том числе в качестве директора и совладельца компании Marly, основанной почти 100 лет назад и одним из первых занимавшихся разработкой масел на основе эстеров, с добавлением коллоидного графита и микрокерамики. Продав компаньону свои 50% акций, в 2004 году Петер Тоссин основал собственную компанию Xenum и продолжил работу в известном направлении. Как это часто бывает в жизни и в бизнесе, расставание не прошло без взаимных упреков, поэтому в судебном деле о разводе точка до сих пор не поставлена, что, однако, не мешает Xenum успешно завоевывать свою долю рынка. А спрос на дорогой высокотехнологичный масличный продукт, надо сказать, есть, ведь не зря обанкротилась компания Marly с приходом туда в 1998 году Петера Тосина показывала уверенный рост. И все же, Xenum – это не Marly…
Если думая о современных высокотехнологичных маслах вы представляете закрытое предприятие и ряд лабораторий, оснащенных по последнему слову техники, то наверняка придется менять стереотипы. Компания Петера Тоссина – это семь человек, включая его самого, которые размещаются в небольшом двухэтажном здании в пригороде Брюсселя. По его словам, для создания хорошего масла много людей не нужно. Достаточно взять самые лучшие ингредиенты в правильной пропорции. Одним словом, наше время – это время Идеи, а не Производства. Ведь для того чтобы сделать качественный продукт, достаточно разместить заказ на одном из существующих маслосмесительных предприятий, например, на голландском De Oliebron, где вместе с Xenum разливаются мелкие партии топовых продуктов других брендов.
В основе Идеи масел Xenum – супердорогая база на основе сложных эфиров, которые называются эфирами. В отличие от гидрокрекинга или даже PAO, требующих наличия в составе срабатываемых со временем загустителей, эфир можно синтезировать в большом диапазоне вязкости. Кроме того, отрицательный заряд их длинных молекул заставляет масло прилипать к металлическим стенкам двигателя, создавая прочную пленку, что и обуславливает улучшенные противозадирные свойства. Зная об этом свойстве эстеров, можно даже поверить в рассказ одного из испытавших Xenum форумчан: пробив в глухой якутской глубинке дыру в картере в 13 см (то есть масло вытекло сразу все и без остатка!), он 25 км проехал "на сухую" до ближайшей СТО без особых последствий двигателя. Таким образом, что чрезмерно в штатном режиме просто необходимо в автоспорте и выручает в условиях пиковых нагрузок. Как ни крути, холодный запуск, длительный холостой ход и "тапок в пол" встречаются практически с каждым.
Что касается формул, Xenum в вопросах эстеров идет по пути покупки решения у одного из лидеров отрасли – компании Croda. Другие составляющие базы формируются из РАО производства Mobil и отличного гидрокрекингового масла XHVI от Shell. Графитовая добавка и микрокерамика (особенности продукции Xenum) закупаются у концерна Henkel, а готовые рецепты пакета присадок, прошедшие все тесты и получившие допуски автопроизводителей – у Oronite и Lubrizol. Можно предусмотреть законно возникающий вопрос: если эстеры так хороши, почему их не используют другие производители масел? Именитые мировые производители используют в своей топовой продукции от 1 до 20% эстеров. Просто на этом не строится рекламная кампания, поэтому этот факт остается "за кадром".
Меню для двигателя
На сегодняшний день масла Xenum делятся на 3 линейки: для экстремальных условий эксплуатации на основе эстеров и микрокерамики; улучшенные масла с добавлением графита, но дешевле по сравнению с керамикой; классические масла, являющиеся одними из лучших в своем классе.
Основное блюдо
Основная линейка масел Xenum для легковых автомобилей включает в себя линейку синтетических и полусинтетических моторных и трансмиссионных масел для легковых и грузовых автомобилей, из которых только одно содержит в своем составе эстеры – X1 5W-40 Ester Hybrid synthetic motoroil. Оно разработано на основе новейших технологий специально для ультрасовременных бензиновых и дизельных двигателей ЕВРО IV с фильтром тонкой очистки (DPF) и накопительным катализатором NOx (TWC). В основе масла X1 специально отобрано синтетическое базовое масло с добавлением 10% эстеров и хорошо сбалансированный комплекс присадок. Благодаря специальной композиции масло полностью отвечает специальным требованиям МВ 229.51 и BMW LongLife-04.
Другие масла этой группы созданы на основе специально подобранных базовых синтетических масел и хорошо сбалансированного современного пакета присадок. Их отличием является назначение. Так, в ассортименте классических масел Xenum выделяется линейка масел под названием OEM-Line. Гамма этой продукции разработана для автомобилей со специализированными допусками в качестве ответа на рекомендации производителей заливать оригинальные масла. В последнее время наметилась тенденция использования низковязких масел и переход многих производителей на масла с вязкостью 5W-30. Но чтобы масло отрабатывало свои характеристики, производитель также должен учитывать климат, в котором эксплуатируется автомобиль. Поэтому кроме вязкости 5W-30 предлагается также масло с вязкостью 0W-20, предназначенное для работы в условиях сурового климата и сверхнизких температур. Подходит для большинства японских и американских автомобилей.
Отдельно отмечается в ассортименте Xenum масло Runner 10W-40 Semi-synthetic motoroil, предназначенное специально для автомобилей с пробегом более 120 тыс. км.
"Сгущенка"
Петер Тоссин в прошлом сам картингист, и его топовые продукты отлично зарекомендовали себя в автоспорте. Так, масло WRX 7.5W-40 является штатным для бельгийской гоночной команды NGT Racing, выступающей на Porsche 911 GT3.
В составе масел WRX 7.5W-40 и VX 5W-30 – 1% микрокерамики (нитрид бора), который придает маслу тот же белый цвет и работает по принципу мельчайших шарикоподшипников с величиной частиц 0,25 мкм. Микрочастицы керамики, прилипая к стенкам двигателя, эффективно рассеивают тепло и сглаживают поверхности трения, существенно снижая коэффициент трения и износа. Микрокерамика безопасна для фильтров FAP и Low SAPS, а в двигателе практически не остается отложений, из-за чего он не перегревается. В результате повышается эластичность работы двигателя и снижается расход топлива. Кроме того, мощные и высокооборотные моторы часто употребляют в пищу большое количество масла в процессе эксплуатации. У некоторых автомобилей нормальным количеством масла на долив может считаться 1-2 литра на 1000 км, что в результате составляет еще один объем замены. Поэтому еще одно полезное и уникальное свойство Xenum WRX 7.5W40 – существенное понижение угара масла.
"Черно кофе"
Xenum также известен своими черными, как сажа, графитовыми маслами GP 10W-40 Semi-Synthetic, GPR 10W-50 Synthetic, GPX 5W-40 Synthetic. Тем самым уменьшается износ и улучшается гидродинамическая смазка, снижается расход топлива и вредные выбросы в атмосферу, повышается мощность и увеличивается срок службы механизмов.
По классификации API, любое масло, начиная с класса SL, должно обладать энергосберегающими свойствами. Кроме того, и графитовое, и масло из керамикой обеспечивают отличные показатели холодного пуска. И в этом состоит их еще одно неоспоримое преимущество – ведь по статистике до 80% износа происходит именно при запуске двигателя.
Приправ не хотите?
Помимо широкого ассортимента масел Xenum предлагает разные смазки, присадки в топливо и масло. И если по каким-либо причинам вы не заливаете топ-продукт марки – микрокерамические масла, то есть возможность залить подходящую присадку в любое другое масло. Петер Тоссин гарантирует, что эффект от присадки VX500 будет равносильен использованию фирменного масла Xenum. Присадка рекомендована к применению не только в моторных, но и трансмиссионных маслах, а также двигателях лодок, мотоциклов, индустриальных механизмов.
Помимо VX500, у Xenum существует широкое предложение других присадок в масло: с добавлением микрокерамики, но на более бюджетной синтетической основе, с графитом и дисульфидом молибдена, как для моторов, так и отдельно для коробок передач, присадки для изношенных двигателей, различные герметики. , не содержащей кислот.
Параллельно существует большой выбор присадок топлива. Условно их можно поделить на две группы. Первая – это мультифункциональные присадки, обладающие профилактическим действием с небольшим очистительным эффектом. Эти присадки помогают преодолеть отложения в инжекторе и топливной системе, смазать рабочие механизмы, клапаны, защитить механизмы от коррозии, нормализовать расход топлива.
Подобные присадки помогают повысить октановое и цетановое число и нейтрализовать воду в случае заливки некачественного топлива. Вторая группа – присадки целенаправленного действия: для очищения выхлопной системы дизеля от отложений, нормализации СО в выхлопных газах, антигель, противодымная присадка для дизелей. Некоторые присадки уникальны в своем роде. Xenum предлагает также очистители инжектора, системы охлаждения, разные герметики и другие композиции автохимии.
В специальных консистентных маслах, различных очистителях, используемых в автосервисе мультифункциональных спреях, Xenum использует уникальную технологию добавления микрокерамики к фторполимерам под названием Cerflon. Фторполимер – это соединение углерод-фтор, которое является одной из самых прочных химических связей, известных на сегодняшний день. Поэтому фторполимеры используются во многих отраслях промышленности, в частности, очень распространены фторполимерные зубные пломбы. А использование фторполимера вместе с нитрид-бором позволяет соединению долго оставаться на поверхности, обеспечивая предельную смазку деталей.
Отдельного внимания заслуживают уникальные системы очистки воздушной системы дизельных двигателей и смазка клапанов двигателей газа. Первая позволяет очистить от углеродных и масляных отложений впускной коллектор дизеля без снятия и разбора, очистить клапаны и седла клапанов, камеру сгорания и поршневые кольца. В результате получаем снижение расхода топлива, более эластичную работу двигателя, восстановление его мощности. Вторая система очистки помогает в профилактике и очистке отложений и нормальной работе клапанов двигателей, работающих на пропан-бутане или метане. Система очистки безопасна для автомобилей с каталитическими конвертерами и лямбда-зондами. Обе системы, как и многие другие проиллюстрированные образцы, не имеют аналогов в своем роде.
В настоящее время разработка и производство пакетов присадок для моторных масел сосредоточены в 4 компаниях: Lubrizol, Infineum, Shell-additive, Shevron-Oronite. Именно эти компании разрабатывают все формулы моторных масел для всего мира, организуют их тестирование и получение необходимых допусков и последующую продажу лицензий на производство для оливково-смешивающих компаний. Конкретно эти четыре компании являются поставщиками присадок для всех производителей масел, включая и интернациональные нефтяные компании.
В условиях жесточайшей конкуренции аутсорсинг – это базовый принцип, которым пользуется большинство производителей и торговых марок. И не только в оливках, а в производстве автозапчастей, бытовой техники, компьютеров, мобильных телефонов и т.д. В качестве примера всем известная продукция Apple собирается из комплектующих многих производителей, среди которых – его прямые конкуренты корейские производители LG и Samsung. Не секрет, что вся продукция Apple – лишь удачно скомпонованные и успешно реализуемые чужие технологические решения. При этом любой товар компании с надкусанным яблоком не то чтобы не вызывает нареканий в качестве и технических параметрах, а наоборот, вызывает зависть конкурентов и восхищение потребителей. А Стив Джобс стал настоящим кумиром и гуру поколения, удачно пользуясь чужими, но обязательно новейшими и передовыми разработками.
Элитный ресторан
В интернете ведутся бессчетные споры о том, что и как делает Xenum. Многие опытные автомобилисты, спортсмены и сервисмены привыкли доверять зарекомендовавшей себя продукции и с опаской относятся к новизне. Особенно если эта новизна заключается не только в технологии, формулах, но и в бизнес-модели. Однако, если вы зададитесь целью найти истории об испорченных двигателях, изложенных взбешенными автовладельцами, которые поверили в Xenum, то окажется, что их просто нет. А это значит, что как бы нас ни удивлял цвет масла, манера выхода компании на рынок и отсутствие собственного производства, технологии Xenum реально работают и завоевывают своих ценителей среди владельцев не обычных авто. Клуб любителей Xenum набирает обороты.