Технологии

Краткий словарь основных терминов

lazy | Сила технологий для Вашего Авто

Базовое масло – основа готового масла, один из основных его компонентов. Оказывает наибольшее влияние на свойства конечного продукта. Самое базовое масло определяет «на сколько на сколько синтетическим» будет продукт. Базовые масла делятся на пять групп: минеральные, полусинтетические, гидрокрекинговые, ПАО-синтетические и ненефтяные синтетические.

Непосредственный впрыск – электронная система питания бензинового двигателя, конструктивно очень схожая с системой Common Rail в дизельных двигателях. В системах непосредственного впрыска горючее, в отличие от "классического инжектора", впрыскивается не во впускной коллектор, где смешивается с воздухом и через впускной клапан попадает в камеру сгорания, а непосредственно в цилиндры двигателя под очень высоким давлением. Это позволяет реализовать послойное образование смеси уже в самой камере сгорания и послойное и многоступенчатое горение топливно-воздушной смеси, что при точной настройке системы управления двигателем обеспечивает более полное сгорание топлива, уменьшение выбросов вредных веществ и улучшение топливной экономичности двигателя.

Испаряемость – Одна из характеристик масла, влияющего на его расход. Масло, как и любая жидкость, со временем улетучивается. Нормой испаряемости автомобильных моторных масел является 15%. В то же время испаряемость высококлассных масел для мотоциклов регламентирована на уровне 6%.
Испаряемость также косвенно свидетельствует о качестве применяемого базового масла.

Вязкость – одна из базовых характеристик свойств масла, определяет его текучесть. Вязкость масла разделяется на кинематическую и динамическую (HTHS).
Кинематическая вязкость определяет собственно текучесть масла, его густоту и, согласно спецификации SAE J300, разделяется на холодную (зимнюю) и горячую (при температуре 100*С). В зависимости от фактических свойств масла ему присваивается один из классов вязкости. Каждому классу вязкости соответствует определенный диапазон фактических значений вязкости масла.

Вязкость динамическая (HTHS) определяет стойкость масляной пленки и ее плотность в динамической среде. Аббревиатура HTHS полностью описывает условия, при которых выполняются измерения – это высокая температура при высокой скорости смещения (High Temperature High Shear). Физически является произведением кинематической вязкости его плотность, измеряется в сантипуазах (сП).
По параметру динамической вязкости общепринято делить масла на два класса: полновязкие со значением HTHS >3.5 (так называемая стандартная вязкость HTHS) и маловязкие со значением HTHS < 3,5. Необходимо отметить, что применение масел с низкой динамической вязкостью (сниженным HTHS) в двигателях, рассчитанных на такие масла, не приводит к дополнительному износу. Использование же в таких двигателях полновязких масел хотя и не приводит к возникновению дополнительного износа, однако, как правило, приводит к снижению мощности и экономичности двигателя, а также не лучшим образом влияет на работу гидронатяжников, систем изменения фаз газораспределения (VVT-I, VTC, CVVT).
В последние годы происходит постепенный переход всех автопроизводителей на использование маловязких масел в новых моделях двигателей.

Зольность сульфатная – один из параметров, характеризующий моюще диспергирующие свойства масла, его способность к нейтрализации кислот, образующихся в процессе горения топлива, содержанию нерастворимых продуктов горения в суспендированном состоянии, предотвращению выпадения их в осадок и оседания на компонентах двигателя в виде высоко- и низкотемпературных. отложений.
При использовании горючего с высоким содержанием серы, увеличенная зольность и щелочное число масла предотвращают образование отложений. Однако слишком высокая зольность масла приводит к повышенному износу двигателя вследствие абразивного воздействия на пары трения, образованию зольных отложений в камере сгорания, снижению детонационной устойчивости топлива, преждевременному выходу из строя систем рециркуляции отработавших газов и сажевых фильтров.
По содержанию сульфатной золы моторные масла делятся на полнозольные (с содержанием золы 0.8-1.5%) и малозольные (содержание золы <0.8%). Неофициальным классом стоят так называемые среднезольные масла с содержанием сульфатной золы 1.0-1.2%.

Индекс вязкости (viscocity index) является безразмерной величиной и отражает устойчивость температурных свойств масла. Чем он выше, тем стабильнее вязкие характеристики масла при изменении его температуры.

Класс вязкости (viscocity grade) – условное обозначение комплекса свойств масла, основным из которых является его кинематическая вязкость. В соответствии со стандартом SAE J300, моторные масла делятся на 13 классов вязкости от 0W до 60, а трансмиссионные – от 70w до 140. При обозначении кинематической вязкости сначала указывается холодная вязкость (SAE 0w, 5w, 10 , 75w, 80w и т.д. где “w” означает winter – зима), затем «горячая» (SAE 20, 30, 40, 90 и т.п.). Все сезонные масла обозначаются двумя индексами (5w30, 5w40, 10w40 и т.д.). Чем ниже класс вязкости масла, тем ниже его соответствующая вязкость. Основным параметром при определении холодной вязкости масла является его прокачиваемость и вращаемость. Горячая вязкость масла определяется при температуре 100*С.

Щелочное число (TBN) – одна из характеристик масла, что опосредованно указывает на его моющие свойства. В процессе сгорания топлива в двигателе образуют кислоты, вызывающие коррозионный износ и углеродные отложения. Для их нейтрализации употребляется щелочь, количество которого в масле определяется щелочным числом. Чем ниже качество топлива, тем больше должно быть щелочное число моторного масла.
Щелочное число грузовых масел может достигать 15 и более мгКОН/гр, а у энергосберегающих легковых масел значение ограничено на 6 мгКОН/гр.

Насос-форсунка (Pumpe-Düse, PD) – электронная система питания дизельного двигателя, разработанная концерном Volkswagen AG. Представляет собой систему, в которой в одном узле конструктивно соединен топливный насос высокого давления и форсунка. Таким образом, топливная форсунка одновременно является топливным насосом для себя же. Система применялась в 2000-х годах в автомобилях всех марок концерна, однако из-за меньшей надежности и высокой стоимости обслуживания позже была заменена Common Rail.

Присадки – улучшающие дополнительные добавки к базовому маслу, дополняющие его характеристики или придающие ему дополнительные свойства. Сбалансированный выверенный комплекс присадок входит в состав любого современного масла – моторного, трансмиссионного, гидравлического, промышленного.
Химически и физически выверенный комплекс представляет собой пакет присадок, придающий готовому маслу набор определенных свойств.

Оборачиваемость масла (Low Temperature Cranking Viscocity) – дополнительный параметр, характеризующий низкотемпературные свойства масла, определяет возможность проворота коленчатого вала двигателя. Фактическое значение определяется эталоном испытаний ASTM D5293. В связи с нелинейностью температурных свойств масел, прокачиваемость определяется свойств масел, вращаемость определяется при различных отрицательных температурах для разных классов вязкости. Чем этот параметр меньше, тем низкотемпературные свойства масла лучше.

Прокачиваемость масла (Low Temperature Pumping Viscosity) – один из ключевых параметров низкотемпературных свойств масла. Фактическая прокачиваемость масла определяется стандартом испытаний ASTM D4684 и указывает на минимальную температуру, при которой густота масла составляет не более 60 000 мПа.с. Прокачиваемость масла проверяется после выдержки при соответствующей его классу вязкости отрицательной температуре в течение 45 часов. Чем этот параметр меньше, тем низкотемпературные свойства масла лучше.

Сажевой фильтр

Температура вспышки (flashpoint) – ключевой параметр, характеризующий расход масла на угар. В процессе работы двигателя образуются склонные к воспламенению при сочетании с воздухом масляные пары. Чем выше температура вспышки масла, тем при большей температуре занимаются его пары и тем меньше будет расход масла на угар при стандартных режимах работы двигателя. Меньший угар масла, в свою очередь, уменьшает количество нагара в двигателе. Температура вспышки косвенно указывает на качество и класс использованных базовых масел и пакетов присадок.

Температура застывания (pourpoint) – один из основных параметров, характеризующий низкотемпературные свойства масла. Определение температуры, при которой моторное масло переходит из жидкого состояния в желеобразное, начинает кристаллизоваться. Чем пурпойнт ниже, тем при более низкой температуре можно запустить двигатель без его критического износа.

AdBlue – рабочая жидкость системы селективной каталитической нейтрализации отходящих газов SCR. Представляет собой 32% водный раствор мочевины. Жидкость очень чувствительна к температурному режиму хранения и эксплуатации и качеству воды, применяемой для приготовления раствора. Использование жидкости, находившейся при температурах, выходящих за установленные для нее нормы, может вызвать снижение эффективности работы двигателя, увеличение расхода топлива и механические неисправности.

Common Rail – электронная система питания дизельного двигателя, разработанная компанией Bosch. Конструктивно очень схожа с системой непосредственного впрыска в бензиновых двигателях. В системе Common Rail все топливные форсунки подключены к одному (или к двум в некоторых V-образных двигателях) топливному рельсу, давление в котором поддерживается ТНВД (топливным насосом высокого давления). Форсунки управляются электронным блоком управления двигателем. Является самой распространенной на сегодняшний день системой питания дизельных двигателей.

DPF (diesel particulate filter) – фильтр жестких частиц, устанавливаемый в выхлопном тракте современных дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей. Снижает токсичность выхлопа, улавливая жесткие продукты горения дизельного топлива, сажа. Визуально схож с катализатором, однако больше по размерам. На некоторых автомобилях конструктивно исполнен одной деталью с катализатором. Является требовательным к используемому моторному маслу – оно должно иметь пониженную зольность (ACEA C3, C4, ILSAC и т.д.)

EGR (exhaust gas recirculation) – система рециркуляции и дожигания выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей. Представляет собой клапан, соединяющий выпускной тракт с последросельным пространством впускного тракта. Является одним из самых эффективных способов понижения токсичности выхлопа. Возврат части отработавших газов к впускному коллектору снижает максимальную температуру горения топливно-воздушной смеси и снижает интернсивность образования оксидов азота. Работа системы несущественно снижает эффективную мощность двигателя. Система работает в режимах частичной нагрузки на двигатель и не включается на холостом ходу, на непрогретом двигателе и при повинье открытой дроссельной заслонке. EGR не используется на бензиновых двигателях с турбонаддувом.

HTHS – см. Вязкость динамическая

Pumpe-Düse – см. Насос-форсунка

TBN – см. Щелочное число

SCR (selective catalytic reduction) – система селективной каталитической нейтрализации отходящих газов дизельных двигателей. Принцип работы SCR состоит в химическом превращении выхлопных газов в безвредные вещества – воду и азот. Система впрыскивает активное вещество (катализатор) adBlue непосредственно в выпускной тракт автомобиля, где происходит химическая реакция. Кроме того, применение системы SCR позволяет снизить расход топлива на 3-5%, что особенно ощутимо на тяжелых грузовых автомобилях и магистральных тягачах. Расход активного вещества составляет 4-5% от объема израсходованного топлива.

Химическая реакция в системе SCR протекает в два основных этапа.
На первом этапе раствор AdBlue впрыскивается в горячие выхлопные газы, где происходит процесс гидролиза с образованием аммиака: (NH2)2CO + H2O => 2 NH3 + CO2
Во время второго этапа происходит расписание на азот и воду:
4NH3 + 4NO + O2 => 4 N2 + 6H2O
8NH3 + 6NO2 => 7N2 + 12H2O

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *